|
|
"Идеальный" щенок. В каждом классе найдутся самые разные щенки, от очень напористых и уверенных в себе до весьма робких. Конечно, среди них всегда окажется и такой, которого можно назвать "идеальным": он повинуется командам, никогда не лает и со всеми играет должным образом. С его помощью хорошо демонстрировать выполнение команд.
Робкий щенок. Робкий щенок (как и его хозяин) нуждается в поддержке, его ни в коем случае нельзя принуждать к взаимодействию. Если ему удобнее сидеть под стулом или за ограждением, пусть он там и остается, пока не почувствует себя более уверенно. Нельзя допустить, чтобы щенка напугали другие, более крупные или уверенные щенки, задирая его, наступая или падая на него во время игры.
Важно, чтобы хозяин не подбадривал и не поглаживал робкого щенка, когда тот прячется, поскольку это только подкрепляет данное поведение. Большинство таких щенков становятся более уверенными в себе ко второй или третьей неделе занятий. Приятно наблюдать за тем, как растет их уверенность, сколько радости доставляет им общение. Некоторые щенки тем не менее остаются робкими и мало общаются с другими на протяжении всего курса. Робких щенков можно включать в небольшие контролируемые игровые группы вместе с наиболее спокойными щенками помладше. Чем больше возможностей для социализации они получают, тем лучше. В некоторых случаях рекомендуется повторить курс на следующий месяц.
Испуганный щенок. Некоторые щенки не просто робки, они напуганы. Такие щенки нередко кусаются от страха, и подобная пассивно-оборонительная реакция может закрепиться и перерасти в проблему. Очень важно при этом, чтобы им не досаждали другие щенки. Нельзя брать на руки напуганных щенков или подбадривать их. Вначале с таким щенком нужно обращаться, как с робким: пусть он понаблюдает со стороны или посидит рядом с другим смирным малышом.
За испуганным щенком необходимо тщательно следить на протяжении всего курса. Если его поведение не улучшается, возможно, его хозяину понадобится дополнительная консультация. В случае каких-либо сомнений по поводу того, как дальше решать эту проблему, следует обратиться за советом к квалифицированному ветеринару, консультирующему по вопросам поведения, или к консультанту-этологу.
"Напористый" щенок. В любой группе щенки будут различаться по степени уверенности в себе. Большинство из них проявляют ту или иную форму "доминирующего", или напористого поведения (не смешивать с агрессией доминирования), причем обычно щенки разбираются с этим сами. В идеале один "преподает урок" другому, как только игра заходит слишком далеко, но так бывает не всегда.
Напористый щенок, обнаруживающий повышенную агрессивность, требует особого внимания. Он, как правило, побеждает в своих стычках с другими щенками и поэтому не получает нужной отрицательной обратной связи, которая бы корректировала его поведение. Требуется тщательный надзор за взаимоотношениями такого щенка с людьми или другими собаками, дабы его поведение не вышло за рамки допустимого. Если же агрессивность щенка, похоже, нарастает, необходимо обратиться за советом к квалифицированному ветеринару, консультирующему по вопросам поведения, или к консультанту-этологу.
Ограничение свободы перемещения. Основной метод предотвращения нежелательного поведения заключается в том, чтобы контролировать питомца путем надзора за ним или помещения его в замкнутое пространство. Необходимость этого объясняется многими причинами. Например, животное полезно оставлять в закрытом помещении до тех пор, пока оно не научилось испражняться в нужном месте или занимать себя игрушками вместо того, чтобы безобразничать. Необходимо контролировать свободу его перемещения, пока оно не переросло подростковую исследовательскую фазу.
Для формирования общественных отношений предпочтительнее, чтобы питомец повсюду свободно перемещался вместе с членами семьи, но, к сожалению, владелец не всегда может уследить за животным, не дать ему потеряться или попасть в неприятности. Присмотр упростится, если привязать питомца поблизости от хозяина или подвесить колокольчик на ошейник.
Ограничение свободы перемещения щенка. Дабы избежать проблем, необходимо приучить животное к замкнутому пространству на тот случай, когда никто из членов семьи не сможет за ним следить. Есть несколько вариантов такого пространства: запирающаяся комната, где щенок ничего не может повредить и не повредится сам, большая клетка, вольер или тренировочный загон. Его не следует рассматривать как место наказания, куда отправляют провинившуюся собаку. Нужно научить животное не только спокойно относиться к пребыванию в этом месте, но даже стремиться туда попасть.
Превосходную возможность дает использование времени кормления питомца. Один из членов семьи побуждает щенка войти в отведенное ему место, бросая туда, кусочек за кусочком, сухой корм, чтобы он побежал за ним. Если повторять: "Иди на место!" каждый раз, когда щенок бежит туда, то, в конце концов, он научится заходить туда по команде. Для формирования других положительных ассоциаций можно оставить в этом месте игрушки и печенье, чтобы щенок их там нашел.
Лучше вначале дать животному привыкнуть к кратковременному пребыванию в замкнутом месте, а затем постепенно увеличивать продолжительность. Голосовые сигналы следует игнорировать; нельзя выпускать щенка из-за того, что тот лает или скулит. Если пришло время выпустить его, а он продолжает подавать голосовые сигналы, один из членов семьи, оставаясь вне поля зрения, должен произвести отвлекающий шум (свистнуть, топнуть ногой, ударить рукой о стену), чтобы животное переключилось на этот звук и стихло хотя бы на 10 секунд перед тем, как его выпустят.
Большая клетка при правильном ее использовании — это надежное, безопасное и гуманное место заключения домашнего животного. В клетке должно быть достаточно места, чтобы животному было удобно вставать и поворачиваться в ней. Нельзя оставлять питомца в клетке дольше, чем он может сдерживать естественные отправления, и держать там более 4 часов в сутки, если его сажают туда регулярно. Нельзя использовать эту же клетку на более длительный период, когда владелец уезжает далеко от дома. Хозяева, подолгу отсутствующие каждый день, должны, приходя домой, уделять своему питомцу достаточно внимания и обеспечить ему длительную прогулку, чтобы у него была возможность набегаться, или же им следует на это время найти помощника для выгула собаки.