|
|
Сотрудничество. Консультация строится на основе сотрудничества. Консультирующий врач должен объяснить, что поиск источника проблемы и лечение будут вестись при взаимодействии владельца с консультирующим врачом, поскольку только так можно гарантировать успешный результат. Этот подход чрезвычайно эффективен, так как помогает ветеринарному врачу поддерживать значимость роли консультанта по вопросам поведения и в то же время позволяет хозяину высказывать свое мнение. Используемый для достижения подобного сотрудничества метод включает четыре практических приема: поддержку, выяснение ситуации, суммирование сказанного и перефразирование.
Поддержка. Хозяин животного, жалующийся на поведенческие проблемы, всегда нуждается в поддержке и поощрении. Наверняка он уже пытался решить проблему. Даже если его попытки оказались неудачными, его нужно похвалить за благие намерения. Владельца, пришедшего на консультацию под давлением семьи или друзей, следует поздравить с осуществлением этой инициативы. Если же владелец остался один на один с проблемой своего питомца, ему требуется поддержка и ободрение со стороны консультирующего врача, чтобы у него не опустились руки. Не следует забывать, что поддержка — одна из главных движущих сил всего, что мы делаем.
Выяснение ситуации. Описывая проблемы, хозяин нередко приводит довольно беспорядочный перечень жалоб на поведение животного, которое он считает недопустимым или вызывающим беспокойство. Первый шаг в сборе анамнеза — выяснение ситуаций, с которыми связаны поведенческие проблемы. Попросив владельца рассказать три или четыре запомнившихся случая, можно выстроить цепочки действий и животного и человека. Хозяину это помогает разобраться в трудной для него ситуации, а лечащему врачу - выделить наиболее существенные элементы анамнеза, касающиеся поведения и эмоций животного и людей.
Суммирование сказанного. Консультирующий врач должен регулярно суммировать сказанное хозяином, показывая тем самым, что он хорошо понимает ситуацию. Это позволяет проверить сведения, полученные от владельца, внести поправки, уточнить важные моменты. Изменение формулировки предыдущих высказываний, проверка их точности часто дают консультирующему врачу возможность получить дополнительную информацию, а также дополнительное время на обдумывание развития событий.
Перефразирование. Цель этого важного шага - описать сказанное хозяином другими словами, чтобы уловить его истинные чувства и переживания. Если владелец говорит: "Моя собака впервые укусила меня", это можно переформулировать так: "Вы думаете, собака укусила вас без видимой причины?" или: "Так вы говорите, собака укусила вас, и из-за этого вы расстроились?"; эти вопросы позволят уяснить, обеспокоен ли хозяин тем, что не понимает, по какой причине его укусила собака, или же тем, что она не оправдала его доверия.
Практическая организация консультации. Краткий обзор процесса консультации. Назначение времени консультации. Это может быть первым этапом лечения. Договариваясь о встрече с консультирующим врачом, хозяин уже делает первый шаг к решению проблемы. Поощрить его участие в лечении можно следующим способом. Попросить владельца принести на первый сеанс план своего дома, объяснив, что это поможет консультирующему врачу представить себе помещения в доме, отведенные для отдыха и активной деятельности разных членов семьи.
Попросить хозяина составить список положительных и отрицательных черт животного, причем не только тех, которые привели к необходимости лечения, но и тех, которые затрудняют жизнь владельца ежедневно. Предложить хозяину и членам его семьи заполнить опросный лист перед консультацией. Это позволит им вспомнить больше
подробностей о своем питомце и его поведенческой проблеме. Опросный лист составляется так, чтоб получить информацию о повседневных видах деятельности, дрессировке, играх и социальных взаимодействиях, а также об особенностях проблемного поведения. Возможно, потребуются отдельные формы для кошек и собак или для разных типов нежелательного поведения. Во время консультации врач и владелец могут просмотреть лист и расширить приведенную в нем информацию. Некоторые врачи предпочитают обходиться без опросных листов и записывать историю болезни в процессе консультации.