Многие собаки (как взрослые, так и щенки) обожают грызть вещи. Оставшись без присмотра, нормальная собака следует своей природе — отправляется исследовать окружающую среду. Перед тем как лечить собаку от деструктивных форм поведения, необходимо уточнить, не является ли этот клинический признак — деструктивное поведение — частью более сложного поведенческого расстройства или внутренней болезни. В дифференциально-диагностическом плане следует рассматривать тревогу, вызванную расставанием с хозяином, а также обсессивно-компульсивное поведение, навязчивый страх грозы и территориальную агрессию. Необходимо провести всестороннее клиническое обследование животного, уделив особое внимание полости рта. Важно также выяснить, только ли грызет вещи собака или она их еще и глотает.
Большинству людей хочется, чтобы их собаки выполняли основные команды. Неповиновение животных может приводить хозяев в отчаяние и даже представлять опасность, особенно когда собака не подходит на зов. Все команды общего курса дрессировки отрабатываются сходным образом, и в качестве иллюстрации рассмотрим отработку команды "Ко мне!".
Интерактивная игра. Следует поощрять интерактивные игры с использованием игрушек. Большинство собак с удовольствием ловят, догоняют или подталкивают мяч. Возможно, понадобится два мяча, чтобы заставить собаку бросить первый ради второго. С собаками, не обнаруживающими агрессивного поведения, можно играть, осторожно перетягивая с ними предметы. Игру следует всегда заканчивать спокойно и мирно, отдав команду "Фу!" или бросив животному игрушку либо лакомство, чтобы отвлечь его внимание. В большинстве случаев не следует превращать подобное перетягивание в азартное "перетягивание каната".
Команда "Сидеть!" Всегда, прежде чем поздороваться с собакой, нужно сначала дать ей команду "Сидеть!". Этот метод выработки противоположного условного рефлекса наиболее эффективен, если собака видит в руках приближающегося человека лакомство или игрушку, которые она получает сразу, как только примет положение сидя. При выработке этого условного рефлекса можно использовать недоуздок.
Организация исследовательского поведения, Наблюдая за тем, как животное исследует окружающую среду, нужно учитывать следующее. Высокая степень орального исследования (животное лижет или грызет новые предметы) - норма для молодой собаки, но не для взрослого животного, у которого это может быть признаком серьезного нарушения развития.
Агрессивное поведение. Агрессия — это одна из возможных реакций на конфликтную ситуацию, включающая угрозу и нападение. Чтобы идентифицировать тип или типы проявляемой агрессии, необходимо изучить пусковые раздражители и последовательность проявления агрессии. В некоторые типы агрессии входят запугивание, или фаза угрозы, затем фаза атаки и в итоге фаза примирения, хотя могут быть другие формы поведения после укуса.